Сколько регионов в россии, Какие регионы России больше всего зависят от денег из центра

 

Рейтинг российских регионов по благосостоянию семей

По итогам 2021 года рейтинг возглавляет Ямало-Ненецкий автономный округ — после минимальных расходов в среднестатистической семье с двумя детьми здесь остается.

По итогам 2021 года рейтинг возглавляет Ямало-Ненецкий автономный округ — после минимальных расходов в среднестатистической семье с двумя детьми здесь остается чуть более 100 тысяч рублей. Вслед за ним идут Москва и Санкт-Петербург. Последние строчки с результатом менее 8,5 тысячи рублей занимают Чеченская и Кабардино-Балкарская республики. Смотрите в инфографике Ria. ru, на каких позициях находятся другие регионы.

 

Края в РСФСР в 1920—1930-х годах

После окончания Гражданской войны и образования СССР на территории РСФСР началось укрупнение регионов, бывшие губернии объединялись в области и края.

В этот период были образованы (в хронологическом порядке):

Ссылки

  • Национальный туристический портал России
  • Всё о губернаторах
  • Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
  • Современные проблемы российского федерализма
  • Объединение субъектов Российской Федерации: за и против
  • История объединения субъектов России (ТАСС-Досье)

Какие регионы России больше всего зависят от денег из центра

Глава Чечни Рамзан Кадыров поднял тему трансфертов российским регионам, оценив годовую сумму «федерального содержания» республики в 375 млрд руб. РБК разобрался, какие регионы на самом деле получают больше всего денег из центра

Российская система межбюджетных отношений сложна и для понимания полной картины требует анализа всех каналов движения денежных средств между бюджетами различных уровней, а не только из федерального бюджета к регионам. У Казначейства России есть статистика, которая показывает, сколько средств получают бюджеты регионов и их территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) из федерального бюджета и Федерального фонда ОМС, — это наиболее широкий доступный показатель, характеризующий трансферты из федерального центра субъектам. В Минфине России отказались от комментариев.

Согласно этим данным, в 2020 году (последние доступные данные за полный год) в абсолютном выражении крупнейшими получателями федеральных средств с формальной точки зрения были Москва (381,7 млрд руб. ) и Московская область (247,4 млрд руб. В реальности основная доля этих трансфертов пришлась на субвенции ФОМС в территориальные фонды Москвы и Московской области — соответственно 338 млрд и 143 млрд руб. (данные Росстата). Из федерального бюджета столица в 2020 году получила только 81,1 млрд руб. , причем в основном субвенции — 48,2 млрд. На третьем месте по объему поступлений из федерального бюджета и ФОМС — Республика Крым (187,6 млрд руб.

Безвозмездные перечисления субъектам из федерального бюджета делятся на дотации, субсидии, субвенции и прочие межбюджетные трансферты, напоминает младший директор по суверенным рейтингам агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских. Среди них субвенции по определению не отражают никакой зависимости от центра, поскольку этими деньгами федеральное правительство обеспечивает финансирование переданных регионам собственных полномочий — например, по выплате пособий за рождение первого ребенка или по оплате услуг ЖКХ для определенных категорий граждан.

В узком смысле зависимость от федеральных средств показывают дотации — они позволяют закрыть нехватку собственных средств региона. По объему федеральных дотаций в 2020 году на первом месте был Дагестан (80,1 млрд руб. ), далее Якутия (61,8 млрд руб. ), Чечня (50,6 млрд руб. ) и Крым (49,5 млрд руб. Всего правительство распределило среди субъектов дотации на 1,3 трлн руб. в 2020 году. У Москвы, как у богатого региона, дотаций практически не было.

Чтобы регионы находились в равных условиях при сравнении, желательно брать относительные показатели или, например, показатели на душу населения, указала Тирских. В расчете на одного жителя субъекта самые щедрые поступления из федерального бюджета и бюджета ФОМС — у Чукотки (438 тыс. руб. на одного человека), Камчатского края (224 тыс. руб. ), Ненецкого автономного округа (219 тыс. руб. ), Магаданской области (150 тыс. руб. ), Тувы (143 тыс. руб.

Но в реальности система взаимодействия региональных бюджетов с федеральным центром устроена сложнее. Хотя Москва (ее территориальный фонд ОМС) и лидирует по размеру субвенции из Федерального фонда ОМС, на самом деле столица является донором для других территориальных фондов медицинского страхования: она перечисляет в ФОМС больше, чем получает обратно. Так, в 2020 году московские работодатели и мэрия передали в ФОМС страховых взносов за работающее и неработающее население на сумму 438 млрд руб. — на 100 млрд руб. больше, чем столичный территориальный фонд получил из ФОМС, следует из данных фонда. Аналогичным образом донором выступил и Санкт-Петербург, хотя у него чистый объем дотирования ФОМС (сальдо между взносами и поступлениями) был меньше — 17 млрд руб. Соответственно, излишки, которые Москва и Петербург отдают в систему ОМС, перераспределяются среди территориальных фондов остальных регионов.

Похожим образом устроена и система пенсионного обеспечения, где Москва также выступает скрытым донором по выплатам страховых пенсий в других регионах. Однако в системе Пенсионного фонда нет самостоятельных территориальных фондов, подобно ОМС, а есть региональные отделения ПФР — соответственно, и никаких трансфертов из федерального центра нет. Тем не менее можно подсчитать, сколько Пенсионный фонд России тратит на выполнение своих обязательств в субъектах. Так, Рамзан Кадыров в составе «федерального содержания» Чечни (375 млрд руб. , по его словам) учел выплаты пенсий в республике. По данным Росстата, общие расходы Пенсионного фонда (включая не только пенсии по старости, но и социальные доплаты к пенсии, социальные пособия и т. ) в Чечне в 2020 году составили 101 млрд руб. , у тридцати российских регионов они были еще выше.

Края в Российской империи в 1830—1910-х годах

Название «край» как административной единицы начинает появляться где-то в этот период. Однако тогда термин «край» чаще всего носил неофициальный характер, выступая синонимом каких-либо официальных административных единиц, либо же вовсе нося неформальный характер. Названия встречающихся краёв — территорий Российской империи (жирным шрифтом выделены более-менее официальные названия):

После I Мировой войны, Революции 1917 года, последовавшей гражданской войны и создания СССР перечисленные территории были либо утрачены, либо преобразованы в союзные республики или же автономные республики в составе союзных республик.

Другие типы территориального деления и объединения субъектов

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Экономические районы

Экономические районы России

Макрорегионы

  • Центральный
  • Центрально-Чернозёмный
  • Северо-Западный
  • Северный
  • Южный макрорегион
  • Северо-Кавказский
  • Волго-Камский
  • Волго-Уральский
  • Уральско-Сибирский
  • Южно-Сибирский
  • Ангаро-Енисейский
  • Дальневосточный

Военные округа

  • Объединённое стратегическое командование «Север» — штаб в Североморске;
  • Западный военный округ — штаб в Санкт-Петербурге;
  • Южный военный округ — штаб в Ростове-на-Дону;
  • Центральный военный округ — штаб в Екатеринбурге;
  • Восточный военный округ — штаб в Хабаровске.

Федеральные округа

Федеральные округа России

В настоящий момент в России 8 федеральных округов:

Часовые зоны

Международная организация по стандартизации определила стандарт ISO 3166-2:RU для субъектов РФ. UN/LOCODE содержит записи о ряде российских городов.

GEOnet Names Server содержат официальные американские переводы на английский язык названий объектов со всего мира, включая Россию.

ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.

ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.

Федеральная информационная адресная система и Классификатор адресов Российской Федерации — являются ведомственными классификаторами ФНС России.

Субъекты Российской Федерации

Материал из Русского эксперта

Субъекты Российской Федерации

В этой статье содержится список субъектов Российской Федерации — основных территориальных единиц верхнего уровня в административном устройстве России.

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов, число которых начиная с 2014 года составляет 85.

Субъекты федерации бывают разных видов — республики, края, области, города федерального значения, автономные округа. Также есть одна автономная область.

Сравнение регионов России по площади, ВВП на душу населения и другим параметрам

  • Федеральные округа России
  • Экономические районы России
  • Геостратегические регионы России
  • Макрорегионы России
  • Города России
  • Партийный и возрастной разрез российских чиновников высшего звена на 1 января 2019 года
  • Партийный и возрастной разрез российских чиновников высшего звена на 1 января 2020 года

Края в СССР и РФ 1930—1990-х годах

В данный период производилась активная корректировка сети регионов, общей тенденцией которой являлось их разукрупнение.

Так, от Северо-Кавказского края отделился Азово-Черноморский край, разделённый впоследствии на Краснодарский край и Ростовскую область. От «нового» Северо-Кавказского края впоследствии отделились почти все современные северо-кавказские республики, а оставшаяся часть края сначала была переименована в Орджоникидзевский край, а позже получила современное название Ставропольский край.

Сибирский край сначала был разделён на Западно- и Восточно-Сибирский края, позже из частей ранее образованных краёв был создан третий — Красноярский. Впоследствии из оставшейся части Западно-Сибирского края образованы Новосибирская область и Алтайский край, а оставшийся Восточно-Сибирский край преобразован в область, которая впоследствии также была разделена на более мелкие области.

Дальневосточный край был разделён на Приморский и Хабаровский края. Территория Приморского края осталась практически в прежних границах, а от Хабаровского края последовательно отошли Сахалинская, Амурская, Магаданская и, наконец, Камчатская области.

Нижневолжский край сначала был разделён на Саратовский и Сталинградский края, а из части Горьковского края образован Кировский край. 5 декабря 1936 года Горьковский, Кировский, Куйбышевский, Саратовский, Северный и Сталинградский края были преобразованы в соответствующие области путём выделения из их составов входящих республик.

Таким образом, к началу 1939 года число краёв в РСФСР стало шесть, а к августу 1958 года окончательно сформировались их границы.

В начале 1960-х годов на территории Казахской ССР также были образованы три края: Целинный, Западно-Казахстанский и Южно-Казахстанский. Однако просуществовали они недолго и к концу 1965 года были ликвидированы.

15 декабря 1990 года, в соответствии с «Законом об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» из составов краёв были выведены автономные области: из Краснодарского — Адыгейская АО, из Ставропольского — Карачаево-Черкесская АО, из Красноярского — Хакасская АО, из Алтайского — Горно-Алтайская АО и из Хабаровского — Еврейская АО; Приморский край не имел в своём составе автономных областей, поэтому его территория осталась неизменной.

В 1993 году равноправными субъектами РФ стали Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа, входившие в состав Красноярского края, однако номинально они продолжали в него входить.

Число краёв в России оставалось прежним вплоть до 2005 года.

  • ↑ 1,0 1,1 В состав Архангельской области входит Ненецкий автономный округ.
  • Административный центр — город Санкт-Петербург, не входящий в состав Ленинградской области.
  • >Административный центр — город Москва, не входящая в состав Московской области
  • ↑ 4,0 4,1 4,2 В состав Тюменской области входит Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ.
  • Страницы с неработающими файловыми ссылками
  • Россия
  • Российское государство
  • Избранные статьи
  • Регионы России
  • География России

Укрупнение регионов и образование новых краёв РФ

Новый Пермский край образован 1 декабря 2005 на основании Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 № 1-ФКЗ в результате слияния Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом.

Красноярский край в качестве нового субъекта РФ образован 1 января 2007 на основании Федерального конституционного закона от 14 октября 2005 № 6-ФКЗ в результате слияния Красноярского края с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами.

Новый Камчатский край образован 1 июля 2007 на основании Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 № 2-ФКЗ в результате слияния Камчатской области с Корякским автономным округом.

Новый Забайкальский край образован 1 марта 2008 на основании Федерального конституционного закона от 21 июля 2007 № 5-ФКЗ в результате слияния Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом.

Перечень краёв Российской Федерации

В скобках указаны административные центры краёв:

Субъекты федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.

Рейтинг российских регионов по благосостоянию семей

В России применяется два вида территориального деления:

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:

  • с точки зрения муниципального деления Москва делится на
  • административно Москва делится на: 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления;районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями);
  • 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления;
  • районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями);
  • в Ставропольском крае муниципальные образования относятся к административно-территориальным единицам (как в Воронежской, Ленинградской и Ростовской областях), с учётом новейших изменений на 2020 год это городские и муниципальные округа;районы и города краевого подчинения относятся к территориальным единицам;
  • муниципальные образования относятся к административно-территориальным единицам (как в Воронежской, Ленинградской и Ростовской областях), с учётом новейших изменений на 2020 год это городские и муниципальные округа;
  • районы и города краевого подчинения относятся к территориальным единицам;
  • в Белгородской области выделяются административно-территориальные единицы области (районы, города областного значения) — части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц;муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа);административно-территориальные единицы муниципального образования (муниципальные округа) — части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии со структурой администрации соответствующего муниципального образования.
  • административно-территориальные единицы области (районы, города областного значения) — части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц;
  • муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа);
  • административно-территориальные единицы муниципального образования (муниципальные округа) — части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии со структурой администрации соответствующего муниципального образования.

Административно-территориальное устройство

Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается Уставами или Конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ и соответствующими реестрами. В целом при этом не существует единого образца системы объектов административно-территориального устройства, в отличие от муниципальных образований. В общем виде иерархия выглядит так.

 

Первый уровень административно-территориального устройства образуют регионы (субъекты) Российской Федерации — республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

Второй уровень образуют районы (в том числе муниципальные районы, осмысленные как объекты административно-территориального устройства), города республиканского / краевого / областного / окружного значения (подчинения) и соответствующие данной категории — как правило, посёлки городского типа областного значения / подчинения и 1 посёлок городского типа в Краснодарском крае, закрытые административно-территориальные образования (за исключением ЗАТО Горный Забайкальского края), административные округа города федерального значения Москвы, внутригородские районы городов федерального значения Санкт-Петербурга и Севастополя, а также административно-территориальные единицы в составе ряда регионов, которые называются округами (административными округами, городскими округами, муниципальными округами).

Третий уровень образуют города районного значения (подчинения) и соответствующие данной категории (в том числе образованные городами составные единицы), города в составе / подчинении других административно-территориальных единиц (в том числе образованные городами составные единицы), посёлки городского типа (в том числе образованные посёлками составные единицы), сельские административно-территориальные (территориальные) единицы, городские и сельские поселения (муниципальные образованные, осмысленные как объекты административно-территориального устройства) и внутригородские районы / округа (в том числе внутригородские районы Москвы).

Четвёртый уровень образуют сельские населённые пункты, а также городские населённые пункты, не являющиеся административно-территориальными (территориальными) единицами второго и третьего уровня.

Округа как административно-территориальные единицы с особым статусом некоторых субъектов, образованные в 2000-х в процессе объединения регионов в результате преобразования автономных округов, располагаются на уровне, переходном от 1-го ко 2-му. На этот же уровень отнесены могут быть и автономные округа, находящиеся в подчинении других регионов.

На переходном от 2-го к 3-му уровне располагается Бежтинский участок в Цунтинском районе Дагестана.

На этот же либо на третий уровень отнесены могут быть города республиканского / краевого / областного значения (подчинения), включённые в районы, но сохраняющие самостоятельный статус, а также три города ЗАТО Александровск.

В Тверской области города областного (и окружного) значения являются территориальными единицами третьего уровня в составе округов. В Республике Коми различаются города республиканского значения с подчинёнными им территориями (второй уровень) и города республиканского значения с прилегающими территориями (третий уровень).

Также в некоторых регионах наблюдается подчинение поселковых и сельских административно-территориальных (территориальных) единиц внутригородским районам (округам). На переходном уровне находятся либо внутригородские районы (от 2-го к 3-му), либо поселковые и сельские единицы (от 3-го к 4-му).

Административно-территориальное устройство республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов

Основными объектами административно-территориального устройства республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов Российской Федерации, которые образуют второй уровень (первый образуют субъекты), являются:

Районы образованы в составе всех субъектов Российской Федерации, за исключением Московской области (упразднены с 2019 года). В Ставропольском крае с 2016 года было определены как территориальные единицы, как административно-территориальные — муниципальные районы, которые к 2021 году были упразднены в связи с преобразованием в городские и муниципальные округа.

В следующих регионах районы как административно-территориальные единицы называются муниципальными районами:

В Башкортостане согласно Конституции выделяются районы и составные административно-территориальные единицы, приравненные по статусу к районам (состоящие из городов республиканского значения и собственно районов).

В Челябинской области со времён СССР выделяются так называемые города с территориальными районами, в современном состоянии не отличающиеся от районов. В прошлом города областного подчинения и подчинённые им районы.

Города республиканского / краевого / областного / окружного значения (подчинения) существуют во всех регионах, за исключением Забайкальского края, и как правило, не входят в состав районов, но в некоторых регионах это допускается:

В некоторых регионах отсутствует официальное обозначение город республиканского / краевого / областного значения (подчинения):

В следующих регионах города краевого / областного значения не являются административно-территориальными единицами:

Помимо того, в некоторых регионах объектами административно-территориального устройства, образующими второй уровень, являются:

  • округа как административно-территориальные единицы с особым статусом, образованные в 2000-х годах в процессе объединения регионов России в результате преобразования автономных округов, в свой состав включают несколько районов (Коми-Пермяцкий округ также 1 город краевого значения);
  • районы как административно-территориальные единицы с особым статусом (в составе Красноярского края), образованные в 2000-х годах в процессе объединения регионов России в результате преобразования автономных округов;
  • национальные районы;
  • посёлки городского типа областного значения / подчинения либо соответствующие этой категории (в Калининградской, Кемеровской, Московской, Челябинской областях, также Сириус в Краснодарском крае);
  • сельские населённые пункты областного значения (в Саратовской области);
  • закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО, как правило, самостоятельный вид административно-территориальных единиц либо вид городов);
  • округа (в Тверской области, в том числе образованные ЗАТО, городами областного и окружного значения; другой вариант деления — ЗАТО, городские, муниципальные, в соответствии с муниципальными образованиями; в Красноярском крае, совпадают в границах с муниципальными округами);
  • административные округа Псковской области;
  • городские округа (в Воронежской, Ленинградской, Ростовской областях соответствуют городам областного значения / подчинения, в Новосибирской городам и посёлку городского типа областного значения, а в Амурской также ЗАТО и посёлкам городского типа областного подчинения; в Ставропольском крае);
  • муниципальные округа (в Амурской области и Ставропольском крае).

Республиканские городские округа Адыгеи определены как территории.

Деление районов и городов

Районы и города, как правило, делятся на внутренние административно-территориальные (территориальные) единицы, которые образуют третий уровень подчинения.

Районы делятся на города районного значения, посёлки городского типа (либо соответствующие городам и / или посёлкам объекты административно-территориального устройства) и сельские административно-территориальные (территориальные) единицы.

Города республиканского / краевого / областного значения (подчинения) делятся на внутригородские районы или округа, также в подчинении городов могут находиться городские, поселковые и сельские административно-территориальные (территориальные) единицы.

В некоторых регионах, однако, это внутренне административно-территориальное устройство полностью упразднено.

Внутрирайонные образования упразднены в следующих регионах: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Карелия, Крым, Татарстан, Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Владимирская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Магаданская область, Саратовская область, Сахалинская область (исключение — Бошняковский сельский округ), Свердловская область, Смоленская область (но сельские населённые пункты в Реестре группируются в соответствии с отнесённостью к городским и сельским поселениям), Томская область, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. В этих же регионах отсутствуют административно-территориальные единицы в подчинении городов.

Внутрирайонные муниципальные образования не обозначены: Ингушетия, Мурманская область (Ёнский сельский территориальный округ в Реестр не внесён, Псковская область (административные поселения упомянуты, но Реестр отсутствует), Чувашия (сельские и городские поселения упомянуты, но Реестр отсутствует).

В следующих регионах сосуществуют районы с внутрирайонным делением и без него: Архангельская область, Красноярский край, а также регионы, в которые внутрирайонные единицы упраздняются при преобразовании муниципальных районов в городские / муниципальные округа: Алтайский край, Кировская область, Курганская область.

Регионы, в которых сохранены административно-территориальные единицы в подчинении городов республиканского / краевого / областного значения (подчинения): Алтайский край, Башкортостан, Вологодская область, Кемеровская область, Коми, Краснодарский край, Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Самарская область, Якутия.

Варианты административно-территориальных (территориальных) единиц внутрирайонных и в подчинении (в составе) городов:

  • административные / подведомственные территории;
  • волости;
  • города районного значения (подчинения), районные города / города;
  • города республиканского значения (в Республике Коми города республиканского значения с прилегающими территориями в составе городов республиканского значения с подчинёнными им территориями);
  • города областного значения (в Тверской области);
  • муниципальные округа;
  • наслеги;
  • округа / административные округа / сельские, поселковые округа / сельские, поселковые, городские административные округа;
  • поселения / административные поселения / городские поселения / сельские поселения;
  • посёлки городского типа / посёлки / рабочие, дачные, курортные посёлки / поссоветы;
  • сельские, поселковые администрации;
  • сельсоветы;
  • сельские территории;
  • сомоны / сумоны;
  • сельские населённые пункты (непосредственно входящие в район или город, могут образовывать межселенную территорию).

В Дагестане выделяется Бежтинский участок Цунтинского района, объединяющий несколько сельсоветов и сёл.

Города делятся на

  • внутригородские районы: Астрахань, Барнаул, Братск, Брянск, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Грозный, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Казань, Калининград, Каменск-Уральский, Кемерово, Киров, Красноярск, Магнитогорск, Махачкала, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Норильск, Оренбург, Орск, Пенза, Пермь, Прокопьевск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Сыктывкар, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Чита, Ярославль;
  • внутригородские округа: Архангельск, Белгород, Иркутск, Краснодар, Курск, Липецк, Назрань, Новосибирск, Омск, Оренбург, Тюмень.

Районы и округа исключены из ОКАТО в следующих городах: Воронеж, Калуга, Кострома, Мурманск, Симферополь, Якутск.

В Калмыкии оформлено как административно-территориальное образование с особым статусом Сити-Чесс, по факту это район (микрорайон) Элисты, отсутствует в ОКАТО.

В следующих регионах возможно подчинение административно-территориальных единиц и / или населённых пунктов в подчинении городов внутригородским районам (округам): Алтайский край, Башкортостан, Дагестан, Краснодарский край, Мордовия, Нижегородская область, Самарская область, Свердловская область, Ульяновская область.

Иерархия

Как правило, невозможно подчинение какого-либо объекта административно-территориального устройства другому объекту административно-территориального устройства того же уровня подчинения.

  • районы ряда регионов, объединённые в округа как административно-территориальные единицы с особым статусом (Коми-Пермяцкий округ также включает город краевого значения);
  • некоторые города республиканского / краевого / областного значения (подчинения), включённые в районы;
  • административно-территориальные единицы в подчинении городов республиканского / краевого / областного значения (подчинения), находящиеся в подчинении внутригородских районов (округов).
Соответствующие муниципальные образования

Как правило, районам как объектам административно-территориального устройства соответствуют муниципальные районы, также, в качестве варианта, городские округа, а с 2019 года муниципальный округ. Одному району соответствует сельское поселение.

Городам республиканского / краевого / областного значения (подчинения) соответствуют, как правило, городские округа, либо городские поселения в составе муниципальных районов, муниципальные округа либо территории в составе муниципальных округов. Некоторым городам республиканского значения (подчинения) соответствуют муниципальные районы, в других регионах (краях и областей) это соответствие утрачено.

ЗАТО соответствуют городские округа.

Внутрирайонным административно-территориальным (территориальным) единицам соответствуют в муниципальных районах сельские и городские поселения, однако некоторым городским и поселковым единицам городские округа.

В трёх городах внутригородским районам соответствуют внутригородские районы как муниципальные образования.

В целом эта схема соответствий не является абсолютной, поскольку в некоторых регионах наблюдаются серьёзные расхождения (несоответствия) административно-территориального устройства и организации местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство городов федерального значения

Город федерального значения Москва делится с 1 июля 2012 года на 12 административных округов, в составе которых образованы 125 районов и 21 поселение. На уровне организации местного самоуправления районам соответствуют как внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) муниципальные округа, поселениям 19 поселений и 2 городских округа.

Санкт-Петербург делится на 18 районов, в границах которых образованы 111 внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) — 81 муниципальный округ, 9 городов и 21 посёлок.

Севастополь делится на 4 района, в границах которых образованы 10 внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) — 9 муниципальных округов и 1 город.

Численность административно-территориальных единиц на 1 января 2010 года

Муниципальное образование — это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.

С мая 2019 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 8 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, муниципальный округ. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.

Список субъектов РФ

Всего в России 85 регионов — субъектов Российской Федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область (Еврейская авт. ), 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)

Какой самый большой регион в России?

Самая большая область ( регион ) России по площади — Республика Саха (Якутия) — 3 083 523 км². Далее Красноярский край (2 366 797 км²) и Хабаровский край (787 633 км²). Самый маленький регион России — город федерального значения Севастополь (864 км²)

Сколько всего в России регионов?

На текущий момент (2019-01-25) В Российской Федерации 85 субъектов: 22 республики 9 краёв 46 областей

Сколько краев входит в состав Российской Федерации?

Современная Россия состоит из 85 территориальных субъектов федерации (регионов), 9 из них называются краями. Юридическое различие между краем и областью не предусмотрено никакими законами и Конституцией РФ



Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!

Поделиться ссылкой:

 

Оценить статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *