Колесо жизни

 

Самсара – это мир, полный боли и печали, каким мы его знаем. Все существа в этом мире подчиняются закону кармы. Карма означает волевой акт, т.е. то, что человек делает, говорит или думает и что фактически находится под его контролем. Все такие действия имеют моральные последствия, называемые випака, что означает плод. В традиционном буддизме эти последствия могут наступить в этой жизни или в будущей жизни.

Большинство буддистов верят в перерождение. Для многих перерождение ничем не отличается от индуистской веры, например, в реинкарнацию или переселение душ (переход из старого тела, которое умирает, в то, которое только что родилось или было зачато). Однако, если быть немного более точным, перерождение – это не что иное, как передача собственной кармы. Будда сравнивал его с пламенем, переходящим от одной свечи к другой. Таким образом, идея бессмертной души, непрерывной личности, ни в коем случае не является частью концепции возрождения.

Перерождение и подобные концепции не являются частью большинства западных культур, поэтому многие западные буддисты и некоторые восточные буддисты воспринимают перерождение как метафору, а не буквально. Буддизм никогда не был религией, привязанной к буквальному смыслу, поэтому это не является табу. На самом деле, Будда часто избегает обсуждения реальности той или иной метафизической идеи как не имеющей отношения к практике Дхармы.

Изображение справа – это тибетское Колесо жизни, представляющее Самсару. В центре – петух, охотящийся на свинью, которая, в свою очередь, охотится на змею, пытающуюся поймать петуха, то есть желание, ненависть и невежество. Вокруг них находятся люди, восходящие по белому полукругу жизни, а другие спускаются по черному полукругу смерти. Большая часть Колеса посвящена представлению шести царств: царство богов, царство титанов, царство людей, царство животных, царство скорбящих душ и царство демонов, каждое царство возглавляется своим боддхисаттвой. Внешняя часть круга состоит из двенадцати ступеней зависимого происхождения. Все Колесо находится в руках Ямы, владыки смерти.

Пратитья-Самутпада.

Это зависимое происхождение, также известное как обусловленное производство, взаимозависимые продукты, условные связи, причинно-следственные связи…. Это относится к идее о том, что пока мы остаемся невежественными, привязанными и ненавидящими, мы будем продолжать создавать карму и, таким образом, продолжать перерождаться в этом мире, полном боли и страданий. Он описывается с помощью метафоры колеса жизни, где одно неизбежно влечет за собой другое.

“Все психологические и физические явления, составляющие индивидуальное существование, взаимозависимы и взаимно обуславливают друг друга…”, что и загоняет нас в ловушку самсары (Энциклопедия восточной философии и религии).

1. Невежество (авидья). “А невежественен в отношении дхармы. Слепой не может увидеть истину.

2. Импульсы (самскара). “А, в силу своего невежества, имеет хорошие, плохие или нейтральные цели (карму) и действует в соответствии с ними. Гончар создает новый предмет ремесла с помощью воды и глины.

3. Сознание (виджнана). Эти цели создают новую сознательную сущность, “В”, которая входит в матрицу. Обезьяна, не владея собой, прыгает с ветки на ветку.

4. Имя и форма (намарупа). Сознание “В” принимает форму. Три или четыре человека в лодке: тело – это транспортное средство, которое несет нас по жизни.

5. Шесть основ (шадаятана). “Б” попадает в мир объектов, готовых к восприятию. Дом с дверями и окнами: органы чувств впускают в нас мир, так же как окна впускают свет в дом.

6. Контакт (спарша). “Б” вступает в контакт с этим миром объектов. Влюбленные символизируют интимный контакт между миром и разумом.

7. Ощущение (ведана). “У Б есть восприятие этого мира объектов. Человек со стрелой в глазу: ощущения могут быть настолько сильными, что ослепляют нас до истины.

8. Желание (тришна). Восприятие “В” порождает желания. Пьющий мужчина: обещание исполнения желания приводит только к пьянству.

9. Прикрепление (упадана). Желание заставляет “Б” цепляться за жизнь даже до смерти. Как обезьяна цепляется за фруктовое дерево, так и мы цепляемся за вещи.

10. Зачатие (бхава). И зарождается еще одно сознательное существо, “С”. Беременная женщина. Началась новая жизнь.

11. Рождение (джати). Таким образом, на свет появилась буква “С”. Женщина рожает.

12. Старость и смерть (джара-маранам). А рождение “С” неизбежно приводит к его старости и смерти. Старик несет труп в могилу.

И цикл продолжается, одно влечет за собой другое…

Самьоджана.

Десять цепей (Самйоджана), связывающих нас с самсарой.

1. Вера в существование отдельной личности или индивидуальности ( дришти ).

2. Сомнение в том, что нет желания, которое должно быть исполнено ( вичикитса ).

3. Покорная привязанность к правилам и ритуалам ( силаббата-парамаса ).

4. Чувственное желание ( кама-рага ).

5. Злость, желающая зла другим ( вьяпада ).

6. Желание изобильного материального существования ( рупа-рага ).

 

7. Желание нематериального существования ( арупа-рага ).

8. Самонадеянность или эгоизм ( мана ).

9. Нетерпение ( удхакка ).

10. Невежество ( авидья ).

Дхармы .

Дхармы – это основные элементы или частицы вселенной. Подобно атомам, они очень малы, но существуют лишь мгновение, согласно доктрине нестабильности (непостоянства). И если атомы чисто материальны, то дхармы включают в себя все психические и физические явления. Мне нравится думать о них как о маленьких вспышках цветного света. Я бы перевел это слово как “искры”. Не путать со словом Дхарма (путь), которое обозначает учение Будды!

Как и древние греки, древние буддисты считали, что существует четыре основных элемента: земля, вода, воздух и огонь. Теория дхармы превращает эти элементы в качества или даже глаголы: огонь становится теплом, которое становится горением; воздух становится холодом, который становится дуновением….. Короче говоря, поэтому все “вещи” – это не что иное, как обертки, содержащие эти качества или действия, и внутри они “пусты”. Это подводит нас к одной из самых важных идей школы Мадхьямака или буддизма Махаяны: Шуньята, что означает пустота.

В буддизме Махаяны дхармы рассматриваются как явления, а не как атомы, а школа Йогачары пошла еще дальше, считая их чем-то сродни идее вселенского разума.

Лос-Скандхас.

Скандхи, или агрегаты, – это части “я”. Иногда их называют агрегатами привязанности, которые порождают страдания. Как автомобиль – не более чем сумма его частей, так и мы – не более чем сумма наших частей. Не существует атмана, то есть души, самости или эго, который объединяет все вещи. Однако, как автомобиль функционирует, несмотря на то, что является не более чем набором деталей, так и мы можем “функционировать” как личности.

Традиционно упоминаются пять скандх:

1. Тело, материя или форма ( рупа ). Это включает в себя тело и органы чувств.

2. Чувства или ощущения ( ведана ). Приятные, неприятные и нейтральные ощущения, возникающие в результате контакта между органами чувств и объектами, а также контакта между умом (манасом) и ментальными объектами (идеями, образами…).

3. Мысли или восприятие ( самджня ). Распознавание объектов: форма, звук, запах, вкус, телесные впечатления, ментальные объекты.

4. Воля, умственные действия или умственные образования ( самскара ). Желание, внимание, различение, радость, счастье, спокойствие, решимость, усилие, принуждение, концентрация и т.д.

5. Сознание ( виджнана ). Это осознание, которое предшествует распознаванию объектов, т.е. качество способности видеть, слышать, обонять, ощущать вкус, кинестезию, идеацию.

Последние четыре называются naman, имя, относящееся к уму. Намарупа (форма существительного), таким образом, является буддийским термином для обозначения человека, психического и физического, который в любом случае является анатманом, без души или сущности.

Аятана – это шесть областей намана: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и ум, а также объекты этих шести чувств.

Школа Йогачара добавляет алайя-виджнану, “хранилище” сознания, похожее на идею Юнга о коллективном бессознательном. Там хранятся биджа или семена, которые являются врожденными тенденциями, пришедшими из нашей кармической истории. В сочетании с манасом или эго они образуют ту иллюзию, которая является обычным существованием. Умиротворяя ум, сознание хранилища становится тождественным с татхагатой, который является качеством “быть как есть”, или умом Будды.

Читта означает ум или сознание. Для йогачары все в конечном итоге является читтой. По этой причине Йогачару называют читта-матра, “ничто, кроме сознания”, или идеалистической школой.

 



Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!

Поделиться ссылкой:

 

Оценить статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *