Если вы хотите научиться составлять план к рассказу, то вы можете прочесть у нас информацию о том, как это делается правильно. Составление плана рассказа – это навык, которому нас учат со школы. Каждый человек так или иначе умеет составлять план. Это позволяет нам легче запоминать содержание текста для дальнейшего его пересказа и помогает при глубоком анализе текста. В этой статье мы разберёмся, как составлять план текста, и какие планы бывают.
Составление плана состоит из следующих последовательных шагов: внимательное чтение текста, определение темы текста, формулирование главной идеи одним предложением, разделение текста на смысловые части и их озаглавливание. В конце, конечно, следует проверить, не была ли пропущена какая-то важная тема в получившемся плане. Ведь, потеряв важную часть, можно прийти к ложным выводам при анализе текста.
При составлении плана есть три основных способа озаглавливания выделенных частей текста и главной идеи текста: в виде вопроса, в виде тезиса и в виде основного предложения.
Для написания сочинения, например, по идее рассказа многим людям удобнее всего прибегать к составлению главной идеи рассказа в виде вопроса, поскольку так вы будете иметь некоторую конкретную цель, а именно – ответить на сформулированный вопрос. Всё сочинение будет ответом на этот вопрос.
Тезисы и основные предложения в плане всегда используются в научных работах, диссертациях и т. п.
Помимо вышеперечисленного, существуют два вида плана: развёрнутый и сжатый. Развёрнутый план используется в дипломных работах, курсовых работах и диссертациях и разделяет текст на блоки: введение, главная часть, заключение. Такой план отражает логическое движение мысли автора.
В «введении» автор представляет читателю проблему, которая будет рассматриваться в его работе, даёт исходное представление о предмете исследования.
В «главной части» представлены доказательства основных положений работы: сначала информация обзорного характера, потом – новая информация. Объясняются данные, полученные при исследовании.
Памятка. Как составить план рассказа.
1. Прочитай рассказ.
2. Раздели рассказ на части (одна часть от другой отличается
содержанием).
3. Прочитай 1 часть, выдели в ней главное.
4. Озаглавь эту часть (вырази главное одним словом или предложением).
5. Туже работу (3 и 4 пункты) проделай по другим частям.
6. Проведи самопроверку (прочитай план в целом и реши, отражает ли
он главное и поможет ли вспомнить содержание текста).
Особенно важен такой прием обучения (составление плана) при
подготовке к пересказу научно – популярной статьи.
в) Выборочный пересказ.
Пересказать выборочно – это значит выбрать из текста ту часть, которая
соответствует узкому вопросу, узкой теме:
. Пересказать только описание внешности персонажа или сцену
встречи двух персонажей;
. Пересказать отрывок, соответствующий картинке или
иллюстрации (в таком пересказе важно определить границы
пересказа – начало и конец отрывка);
. Пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по
заданной теме. Вариантом такого пересказа может быть выборка
материала к простейшей характеристике героя.
Для обучения выборочному пересказу целесообразно выбирать такие
произведения, где достаточно легко выделяются сюжетные линии.
Например: рассказ Л.Н.Толстого «Акула». Задание: Последи по тексту, как
вел себя старый артиллерист:
Когда наблюдал, как плыли мальчики наперегонки;
Как услышал крики об опасности;
Когда услышал пронзительный визг;
После выстрела.
г) Сжатый (краткий) пересказ.
Это вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного,
конспективного содержания изучаемого текста, передача его без деталей и
подробностей. Степень сжатия текста может быть различной вплоть до
выражения основной мысли излагаемого рассказа в 1 тезисе, в 1
предложении.
СПОСОБЫ СЖАТИЯ (СОКРАЩЕНИЯ) ТЕКСТА
а) — исключение подробностей, деталей;
6) обобщение конкретных, единичных явлений;
в) — сочетание исключения деталей и обобщения.
Для сжатых пересказов нельзя брать высокохудожественные тексты
эмоциональные тексты. В сжатом пересказе обычно отсутствует диалог, а
содержание передается своими словами. Обучение сжатому пересказу в
соответствии с программой ведется в 4 классе, но подготовительную работу
следует проводить с 1 класса.
В школьной практике обычно используется 2 пути сокращения текста: 1
„Сокращение текста путем его логической перестройки (в процессе анализа
частей текста в них выбирается только существенное, основное, на основе
чего и составляется сжатый текст).
2. Составление сжатого пересказа на основе расширения, пояснения плана
рассказа до объема малого текста. Для этого каждый пункт плана
составленного предварительно, поясняется 2-3 предложениями.
Эффективным приемом в обучении сжатому пересказу является памятка-
инструкция. Памятка: Как составить сжатый пересказ небольшого текста.
1. Прочитать текст и определить его главную мысль.
2. Еще раз прочитать тест, отмечая, что является существенным, а что
второстепенным для выражения главной мысли.
3. Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4
предложения, поясняющие каждую мысль).
4. Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.
5. Кратко пересказать текст при закрытой книге.
Памятка: как составить сжатый пересказ большого текста.
1. Составить план текста.
2. По первому пункту плана и 1-ой части произведения выделить важные
мысли (2-3 предложения).
3. То же самое сделать по другим частям текста.
4. Пользуясь планом, кратко пересказать текст.
5. Проверить, достаточно ли коротким и последовательным получился
пересказ.
Обычно соблюдается такая последовательность обучения сжатому
пересказу: от подробного или выборочного пересказа переходим к
пересказу сжатому – от краткого пересказа к подробному.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СЖАТОМУ ПЕРЕСКАЗУ
1. Прослушивание и анализ сжатых пересказов, заранее подготовленных
учителем.
2. Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.
3. Использование картинного плана.
4. Сжатый пересказ по собственным рисункам детей.
Замечание: необходимо отметить, что хотя сжатые пересказы важны и для
использования в жизни. Чрезмерно увлекаться ими не следует, так как это
может привести к сухости, бедности языка, к отсутствию образных
выражений и художественных деталей. Именно поэтому в методическом
аппарате книг для чтения появились задания типа пересказать один и тот же
текст и сжато, и подробно.
В «заключении» работы представлена основная концепция работы и основные выводы.
План сжатого содержания – это заглавие, аннотация и оглавление.
В данной статье были рассмотрены понятия и действия, которые необходимо знать при составлении плана текста. Мы разобрались, как следует действовать при составлении плана, какие есть способы озаглавливания частей текста есть, и поняли из чего состоит развёрнутый и сжатый планы текстов.
Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!
Поделиться ссылкой:

Автор сайта Малов Евгений 1982 г.р.
Закончил КСК КБГУ и СГА Нальчик в 2004
Работал в газете Северный Кавказ визуальным редактором
Занимаюсь разработкой сайтов и пишу тексты
Оценить статью: